Как ускорить восстановление после инсульта | МНПК «БИОТИКИ»

Нейровосстановление после черепно-мозговой травмы — академия неврологии

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одним из наиболее распространенных видов повреждений и составляет до 50% всех видов травм, причем в последние десятилетия характеризуется тенденцией к росту. Кроме того, ЧМТ представляет собой колоссальную проблему мирового здравоохранения. Так, затраты на нейрореабилитацию после ЧМТ составляют более 35 млрд долларов в год [1,2].

В России регистрируется в среднем 400–500 случаев ЧМТ на 100 тыс. населения ежегодно, при этом чаще всего страдают люди трудоспособного возраста (20–50 лет). Общая летальность при тяжелой ЧМТ достигает 65–70%, а 50% пострадавших, перенесших ЧМТ, в той или иной степени утрачивают трудоспособность [1,2].

Формирование последствий ЧМТ начинается уже в остром периоде (2-10 нед после травмы) и продолжается в промежуточном (при тяжелой ЧМТ – до 6 мес) и отдаленном периодах (до 2 лет и более) [3]. В основе отдаленных последствий ЧМТ важную роль наряду с непосредственным повреждением нервных элементов играет развивающееся нарушение мозгового кровообращения с последующим формированием рубцово-спаечных, атрофических процессов и аутонейросенсибилизации [4, 5]. В основе последствий ЧМТ лежат морфологические изменения (тканевые, ликворные и сосудистые нарушения), которые приводят к формированию клинических последствий, часть из которых становится дезадаптирующими [4, 6]. Значительную роль в патогенезе морфологических нарушений играют гипоксические и дисметаболические нарушения. ЧМТ, особенно тяжелая, вызывает расстройства дыхания и кровообращения, что усугубляет имеющиеся дисрегуляторные церебральные нарушения и, в совокупности, приводит к более выраженной гипоксии мозга.

Среди осложнений ЧМТ существенное значение имеют когнитивные, двигательные и координаторные нарушения, которые развиваются у больных со средней и тяжелой ЧМТ. Даже пациенты, перенесшие легкую ЧМТ (сотрясение, ушиб головного мозга легкой степени), могут отмечать различные когнитивные расстройства. И в ближайшем, и в отдаленном периодах у пациентов с ЧМТ могут наблюдаться нарушения функций вегетативной нервной системы. При разной степени страдания ствола головного мозга может развиться диэнцефальный, а в остром периоде – диэнцефально-катаболический синдром [1].

Лечение пациентов, перенесших ЧМТ, – сложнейшая задача, требующая мультидисциплинарного подхода. Решение проблемы нейропротекции и защиты мозга – одна из актуальных задач нейрохирургии и неврологии. Сегодня клиническая фармакология предлагает ряд лекарственных средств комплексного воздействия. Одним из них является препарат Церебролизин, который успешно применяется при повреждениях и заболеваниях центральной нервной системы как нейротрофик и нейропротектор [1]. Церебролизин обладает мультимодальным механизмом действия, обеспечивая переход от непосредственных нейропротекционных процессов к долгосрочному нейровосстановлению путем стимуляции нейротрофичности, нейропластичности и нейрогенеза [3].

Как показывает практика, повторные и длительные курсы лечения Церебролизином приводят к повышению эффективности терапии, особенно в отношении когнитивных и поведенческих функций. В связи с этим было проведено исследование CAPTAIN II, цель которого заключалась в том, чтобы выяснить, эффективна ли схема лечения Церебролизином в остром (нейропротекторном) периоде и в период раннего и длительного восстановления в рамках нейрореабилитационной стратегии. Результаты исследования CAPTAIN II предоставили врачам новый метод лечения пациентов с ЧМТ средней и тяжелой степени в дополнение к стандартной терапии.

CAPTAIN II представляло собой одноцентровое проспективное рандомизированное двойное слепое плацебо-контролируемое клиническое исследование фазы IIIb/IV. В отличие от предыдущих клинических испытаний, которые имели серьезные стратегические недостатки в методологическом подходе (в частности исследование IMPACT и CAPTAIN I) и в которых основной проблемой являлось то, что терапевтические парадигмы были сосредоточены исключительно на супрессивных нейропротекторных препаратах, а не на изучении путей неврологического восстановления, в исследовании CAPTAIN II первичная конечная точка включала многофакторный анализ на основе 13 шкал исходов ЧМТ. Такой многомерный анализ с использованием полноценных прогностических шкал, включая инструменты для оценки тревоги и депрессии, был применен на основании Международной миссии по оценке прогноза и дизайну клинических исследований при ЧМТ (IMPACT – The International Mission on Prognosis and Clinical Trial Design in TBI), а также богатого опыта членов экспертного совета клинического исследования CAPTAIN II.

Исследование включало 142 пациента, из которых 139 прошли формальный анализ. Пациенты получали препарат в соответствии с критериями включения и исключения, в течение 4 ч после травмы по 50 мл в/в в сутки с 1–10-й день исследования и далее исследование проводилось в течение 90 дней после травмы. Особенностью дизайна исследования была схема лечения, которая включала два дополнительных 10-дневных курса введения Церебролизина в суточной дозе 10 мл через 30 и 60 дней после травмы [7]. Такая схема назначения была выбрана не случайно. При подготовке авторы исследования учитывали результаты, полученные в фундаментальных исследованиях и данные предшествующих клинических исследований Церебролизина в лечении ЧМТ, а также применения данного препарата по другим показаниям. В этих работах повторные и длительные курсы лечения Церебролизином приводили к повышению эффективности терапии, особенно в отношение когнитивных и поведенческих функций. Поэтому цель исследования CAPTAIN II заключалась в том, чтобы выяснить, приведет ли такая схема лечения Церебролизином к улучшению процесса восстановления пациентов, перенесших ЧМТ.

Гипотеза авторов исследования CAPTAIN II подтвердилась. Было показано, что Церебролизин к 90-му дню улучшает исход при средней и тяжелой ЧМТ по сравнению с плацебо. Анализ чувствительности первичного многомерного комплекса исхода показал статистически значимое превосходство Церебролизина по сравнению с плацебо. Крайне важно, что была доказана клиническая эффективность и безопасность применения высоких доз Церебролизина по сравнению с принятыми ранее в клинической практике дозами 1, 2, 5, 10 мл. Введение Церебролизина в высоких дозах (50 мл) позволило добиться более высоких результатов в лечении и реабилитации пациентов со средней и тяжелой ЧМТ [1, 7]. Помимо общего эффекта во всем многомерном комплексе, c превосходством Церебролизина над плацебо, через 90 дней после включения был обнаружен статистически положительный эффект по шести индивидуальным шкалам исходов [2, 7].

Таким образом, исследование CAPTAIN II подтверждает преимущества Церебролизина при ЧМТ средней или тяжелой степени, объединяя аргументы в пользу применения мультимодальных препаратов и многомерного подхода в клинических исследованиях. Назначение Церебролизина во всех периодах восстановления при травматической болезни головного мозга позволяет улучшить не только ранние, но и поздние функциональные исходы, способствуя нейрогенезу и оказывая нейропротективный эффект. Показано, что на фоне применения препарата наблюдаются улучшение когнитивной сферы и более быстрая и полноценная динамика восстановления двигательных и координаторных функций.

Литература:

  1. Иванова Н.Е. Черепно-мозговая травма – колоссальная проблема мирового здравоохранения. Эффективная фармакотерапия. Репринт. 2020; 6(14): 1-8.
  2. Иванова Н. Е., Кондратьев С. А., Улитин А. Ю. Обзор по результатам исследования CAPTAIN II – эффективность и безопасность применения Церебролизина для нейровосстановления после черепно-мозговой травмы средней и тяжелой степени. Российский нейрохирургических журнал им. проф. А.Л.Поленова. 2020: 12(2): 58-68.
  3. Иванова Н.Е. Эффективность применения Церебролизина при последствиях тяжелой черепно-мозговой травмы. Эффективная фармакотерапия. Неврология. 2021; 5: 20-25.
  4. Белова А.Н. Нейрореабилитация. М. 2000. 565 с
  5. Потапов А.А., Крылов В.В., Лихтерман Л.Б. и др. Современные рекомендации по диагностике и лечению тяжелой черепно-мозговой травмы. Вопросы нейрохирургии. 2006; 1: 3–8.
  6. Лихтерман Л.Б. Неврология черепно-мозговой травмы. М. 2009. 385 с.
  7. Muresanu DF, Florian S, Hömberg V et al (2020) Efficacy and safety of cerebrolysin in neurorecovery after moderate-severe traumatic brain injury: results from the CAPTAIN II trial. Neurological Sciences Т 16, № 1: 83–95

Статья:

Цель: способствовать улучшению мыслительной деятельности, запоминания; синхронизировать работу полушарий головного мозга, облегчить процесс письма, устранение дислексии, повышение устойчивости внимания.

Комплекс № 1.

І. Дыхательная гимнастика.

1) Глубокий вдох (руки медленно поднимите до уровня груди. Задержите дыхание, внимание сконцентрируйте на середине ладоней, медленно выдохните (руки опустите вдоль тела).

2) Глубоко вдохните. Заверните уши от верхней точки до мочки. Задержите дыхание. Выдохните с открытым сильным звуком А-А-А (чередуйте со звуками Ы-Ы-Ы, У-У-У, О-О-О-О)

3) Выполните ритмичное дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха.

ІІ. Качание головой.

Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

ІІІ. Колечко.

Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

ІV. Кулак – ребро – ладонь.

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости стола, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе.

V. Лезгинка.

Левую руку сожмите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6 – 8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

VІ. Зеркальное рисование.

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого задания вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки.

Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы мозга.

VІІ. Ухо – нос.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук, «с точностью до наоборот».

VІІІ. Медвежьи покачивания.

Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.

Комплекс № 2

І. Дыхательная гимнастика.

1) Выполните ритмичное дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха.

2) Глубоко вдохните. Руки медленно поднимите через стороны вверх. Задержите дыхание на вдохе. Выдохните с открытым сильным звуком А- А-А. Руки медленно опустите. Вдохните. Руки медленно поднимите на уровне плеч через стороны. Задержите дыхание. Медленно выдохните с сильным открытым звуком О-О-О, обнимите себя за плечи, опустив голову на грудь.

ІІ. Массаж ушных раковин.

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. Вконце упражнения разотрите уши руками.

ІІІ. Перекрестные движения.

 Выполните перекрестные координированные движения одновременно  правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же самое левой рукой и правой ногой.

ІV. Змейка.

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкенезий. (никаких дополнительных движений другими пальцами). Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

V. Горизонтальная восьмёрка. Артикуляционная гимнастика.

1, 2 неделя занятий.

Упритесь языком во рту в зубы, старайтесь их вытолкнуть наружу. Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.

3 – 6 неделя занятий.

Вытяните перед собой правую руку, на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдёт вверх, начните слежение немигающими глазами, устремлёнными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы.

Те у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмёрки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций.

VІ. Симметричные рисунки.

Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально-симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.)

VІІ. Крючки.

Указательным пальцем правой руки с напряжением зацепить поочерёдно большой, указательный и т.д. пальцы левой руки.  Руки расслабить. Сделать то же для указательного пальца левой руки поочерёдно для пальцев правой руки. Руки расслабить.

Комплекс № 3

I.  Дыхательная гимнастика.

1) Глубокий вдох (руки медленно поднимите до уровня груди). Задержите дыхание (внимание сконцентрируйте на середине ладоней). Медленно выдохните (руки опустите вдоль тела).

2) Сожмите правой рукой левое плечо. Голову поверните влево и посмотрите через плечо назад. Разведите плечи с силой. Глубоко вдохните, задержите дыхание, выдох.

Опустите руки вдоль тела, голову уроните на грудь.       Вдохните, выдохните. Повторите упражнение, держа левой рукой правое плечо.

II. Артикуляционная гимнастика.

Гимнастика для языка: движения в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свёртывание в трубочку.

III.  Горизонтальная восьмёрка.

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой. Затем обеими руками вместе.

IV. Гимнастика для глаз.

Работаем по плакат-схеме зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.) На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения:

— вверх, вниз;

— влево, вправо;

— по часовой стрелке и против неё;

— по траектории «восьмёрки».

Каждая траектория имеет свой цвет:

№ 1, 2 — коричневый;

№ 3 — красный;

№ 4 — голубой;

№ 5 – зелёный.

Упражнение выполняется стоя.

V. Паровозик.

Правую руку положите на левую надостную мышцу, одновременно делая 10 – 12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперёд, затем столько же назад. Поменяйте позиции рук и повторите упражнение.

VI. Крючок.

Указательным пальцем правой руки тяните на себя большой палец левой руки, который должен сопротивляться изо всех сил. Выполните то же для другой руки.

VII. Крючки.

Любыми пальцами правой руки тянем на себя пальцы левой руки поочерёдно с большим сопротивлением. Расслабление. Выполните то же для другой руки.

VIII. Мельница.

Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1 – 2 мин. Дыхание произвольное.

Комплекс № 4

I. Дыхательная гимнастика.

1)    Выдохните, откройте глаза. Вдохните, закройте глаза. Продолжайте, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Откройте глаза и поморгайте. Каждый раз, открывая глаза, отмечайте, что видите. Замечайте все изгибы и формы, линии и узлы. Сначала только тёмное, затем только светлое.

2)    Стоя, опустите руки, сделайте быстрый вдох, притягивайте руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустите руки вдоль тела ладонями вниз.

II. Артикуляционная гимнастика.

 Отработайте такие движения языка, щёлканье, цоканье, посвистыванье. Затем выполните последовательность: два щелканья, два цоканья, два посвистыванья.

III. Полёт.

Стоя. Сделайте несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закройте глаза, представьте себе, что вы летите, размахиваете крыльями.

IV. Массаж рук.

Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.

V. Символ Х.

Предварительно нарисуйте на карточке (размером с почтовую открытку) две пересекающиеся линии в виде символа Х.

Зафиксируйте взгляд на пересечении этих линий, выполняя при этом следующие упражнения:

1) Стоя. Поднимите (невысоко левую ногу, согнув её в колене, и кистью (локтем) правой руки дотроньтесь до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. Повторите упражнение 7 раз. Когда рука касается противоположного колена, а взгляд в этот момент сконцентрирован на пересечении линий буквы Х, как бы «пересекается» средняя линия левого и правого полушария мозга. Упражнение помогает двум полушариям работать согласованно.

2) Перекрёстное марширование.

Сделайте 6 пар перекрёстных движений, маршируя на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние бёдра – руки вверх. Затем снова повторите упражнения перекрёстно. Смотрите при этом на пересечение линии буквы Х. Упражнение повторите 7 раз.

3) Перекрёст.

Для выполнения этого упражнения предлагается чистый лист бумаги с нарисованным на нём символом Х. Он располагается на плоскости, на расстоянии 20 см. от глаз, при этом его освещение должно быть нормальным и равномерным. Необходимо в течение 45 сек. Смотреть в центр перекрёста (после недельных занятий образ перекрёста вызывается произвольно) Через 45 сек.

4) «Взгляд влево вверх»

Поза: правой рукой фиксируйте голову за подбородок. Взяв карандаш, левую руку выбросите в сторону вверх под углом 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке.

После этого, начинайте делать упражнение в течение 7 секунд.  Смотрите на предмет в левой руке, затем меняйте взгляд «прямо перед собой» на счет «1-2-3-4-5-6-7». Упражнение выполняйте 3 раза, потом доводите до 8 раз. Затем упражнение выполняйте «с точностью до наоборот».

Эффективные методы для улучшения памяти — полезные советы, какие препараты принимать?

Вопрос «как улучшить мою память?» наверняка задавал себе каждый из нас хотя бы раз в жизни. Как правило, это было связано с особенными обстоятельствами, требовавшими быстрого запоминания больших объемов информации (например, во время экзаменационной сессии) или же при освоении новых навыков (при переходе на новую, ответственную работу). А с возрастом поддержание остроты памяти становится одной из первоочередных задач, наряду с заботой о физической форме.

Как мы видим, ситуации, при которых людей начинают волновать возможности их памяти, очень различаются. Порой это связано с органическими изменениями нервной ткани, происходящими при старении или некоторых заболеваниях. А иногда причиной снижения памяти являются функциональные расстройства (например, сильный стресс и переутомление). А бывает и так, что нам просто необходимо побыть какое-то время «суперменом».

Начнем с возрастных изменений

Как в конкретном случае понять, является ли снижение памяти нормальным процессом старения, или это проявление заболевания? 

Нормальное возрастное снижение памяти не мешает человеку вести полноценную, продуктивную жизнь. К примеру, если вы случайно забыли чье-то имя, то непременно вспомните его через пару дней. Иногда вы не можете найти очки, или Вам чаще приходится составлять списки дел и покупок.

Все эти проблемы в целом вполне решаемы и не влияют на способность вести независимую жизнь, общаться и работать. 

Если же вы заметили у своих пожилых родственников более тревожные симптомы (или они сами пожаловались вам на возникшие проблемы) – постарайтесь не затягивать с визитом к невропатологу (желательно, специализирующемуся на проблемах памяти).

признаки потери памяти

Если вы заметили у своих пожилых родственников симптомы – постарайтесь не затягивать с визитом к невропатологу.

Для поддержания молодости мозга помните о двух правилах: первое — мозг подобен мышце и нуждается в тренировке, второе — что хорошо для сердца, то хорошо и для мозга (в обоих случаях нам необходимо заботиться о хорошем кровообращении).

Итак, что на что же нам следует обращать внимание, и не только в пожилом возрасте?

  1. Поддерживайте регулярную физическую активность! Международные рекомендации советуют как минимум 150 минут умеренной аэробной активности в неделю (например, ходьба в доступном Вам быстром темпе), либо 75 минут высоких аэробных нагрузок (бег трусцой). Если у вас нет на это времени, выделите для прогулок хотя бы 10 минут ежедневно.
  2. Высыпайтесь! Это необходимо для нормальной работы мозга в любом возрасте. Сделайте полноценный сон своим приоритетом. Большинству взрослых людей требуется от 7 до 9 часов сна ежедневно.
  3. Здоровая диета также влияет на процессы усваивания информации. Для улучшения памяти ученые рекомендуют включать в рацион ягоды (особенно полезна черника), жирные сорта рыбы (богатые омега-3 жирными кислотами), брокколи, орехи, тыквенные семечки, черный шоколад, апельсины и яйца. Кофеин, содержащийся в кофе и зеленом чае также способен улучшить Вашу память. Ограничьте потребление сладкого, однако разумное количество простых углеводов в диете необходимо. 
  4. Избегайте переедания – недавнее исследование клиники Мейо показало, что хроническое переедание и ожирение удваивает риск проблем с памятью для людей старше 70 лет.
  5. Стимулируйте ментальную активность, заставляйте свой мозг работать. Для того чтобы «потренировать» мозг в любом возрасте, ученые советуют начать изучать иностранный язык или осваивать игру на музыкальном инструменте. И не расстраивайтесь в случае медленного прогресса! Это тот случай, когда процесс важнее результата.

Еще одно исследование продемонстрировало, что чтение книг и использование компьютера в пожилом возрасте снижает риск развития деменции на 30-50%. Решайте кроссворды и судоку, играйте в шахматы и шашки, старайтесь разучивать новые маршруты при прогулках и при вождении автомобиля.

телевизор и память

  1. Не злоупотребляйте телевизором! Пожилые люди, проводящие за просмотром телевизора менее 7 часов в день, имеют вдвое меньший риск значимого снижения памяти, чем люди, уделяющие передачам более 7 часов ежедневно. Увлекаться компьютерными играми тоже нежелательно. Не так давно немецкий нейрофизиолог Манфред Шпицер (Manfred Spitzer) ввел в научный язык термин «цифровая деменция» («digital dementia»). Группа ученых под его руководством обнаружила, что при злоупотреблении цифровыми технологиями в повседневной жизни начинают разрушаться нейронные связи, отвечающие за кратковременную память. Причина кроется в том, что в обычной жизни за кратковременную память отвечает гиппокамп, а во время игры преимущественно работает часть мозга, называемая стриатум (или базальные ганглии). У активных геймеров, таким образом, отмечается уменьшение объема гиппокампа за счет увеличения стриатума.
  2. Будьте организованными. Заведите ежедневник, календарь или электронный планер, и заносите туда информацию о Ваших планах, встречах, важных событиях. Иногда проговаривание вслух того, что вы заносите в свой ежедневник, помогает закрепить информацию в памяти. Заведите лист текущих дел (to-dolist) и отмечайте в нем выполненные пункты. Отведите в доме определенные места для хранения кошелька, ключей, очков и других важных предметов. При выполнении важных дел старайтесь не отвлекаться и не делайте слишком много вещей одновременно.
  3. По возможности будьте социально активными. В таком случае вы снижаете риски развития деменции на 40%! Встречайтесь чаще с любимыми родственниками и друзьями, станьте членом кружка по интересам или общественной организации. Особенно это важно для одиноких пожилых людей.
  4. Регулярно проходите диспансеризацию и своевременно лечите хронические заболевания! Чем лучше вы заботитесь о своем здоровье, тем меньше проблем с памятью будете иметь впоследствии.

причины снижения памяти

Существуют медицинские причины обратимого снижения памяти, требующие врачебного вмешательства.

Кроме того, следует сказать о медицинских причинах обратимого снижения памяти, требующих квалифицированного врачебного вмешательства. К снижению памяти могут привести:

  1. Прием некоторых медицинских препаратов (бета-адреноблокаторов, противоаллергических препаратов первых поколений, снотворных). Следует отметить, что эти неприятные побочные эффекты развиваются редко и практически не встречаются у более современных лекарств — поэтому часто помогает замена препарата на аналогичный!
  2. Легкие травмы головы в результате падений или несчастных случаев (в том числе в ситуациях без потери сознания).
  3. Расстройства эмоционального спектра (депрессия, тревожные расстройства, длительные стрессовые ситуации) – помимо прочего, они часто проявляются забывчивостью, замешательством, сложностями с концентрацией, что мешает нормальной ежедневной активности.
  4. Алкоголизм. Хронический алкоголизм способен серьезно нарушить ментальные функции. Алкоголь также может вызвать значительное снижение памяти при взаимодействии с другими лекарствами.
  5. Дефицит витамина В12. Этот витамин помогает поддерживать здоровье нервных клеток и красных кровяных клеток – эритроцитов. Дефицит витамина В12 чаще встречается у пожилых людей, и у пациентов, получающих лечение при сахарном диабете.
  6. Снижение функции щитовидной железы. Нелеченый гипотиреоз проявляется, в том числе, забывчивостью и другими проблемами с памятью.
  7. Опухоли головного мозга. Страшная болезнь на начальных стадиях может проявляться снижением памяти и деменция-подобными симптомами.

Часто в качестве средств для улучшения памяти предлагаются препараты из группы нооторопов – это лекарства, призванные увеличивать устойчивость мозга к различным вредным воздействиям

препараты для лечения памяти

Один из вариантов лечения — ноотропы.

Необходимо обратить внимание на два важных момента: во-первых, большинство из этих препаратов не проходили серьезных медицинских исследований, поэтому эффективность их, по современным стандартам, является недоказанной. Либо же при изучении таких лекарств исследователи не выявляют различий в функционировании центральной нервной системы до и после курса лечения. 

Однако, такие препараты очень популярны в нашей стране, накоплен большой опыт их использования. На настоящий момент можно с уверенностью сказать лишь то, что у взрослых людей при их приеме серьезных побочных эффектов практически не отмечается. Кроме того, механизм их действия в большинстве случаев до конца не ясен, что снижает возможности их использования у детей.

Вторым важным моментом является то, что эти лекарства изначально предназначены для улучшения состояния ПОВРЕЖДЕННОГО мозга – вследствие травм, инсультов, интоксикаций. Крайне маловероятно, что они способны повлиять на функции здоровой нервной системы.

Препаратами, которые могли бы помочь в случае потребности в высокой работоспособности и концентрации внимания, являются психостимулирующие средства (иногда их называют общетонизирующими препаратами или адаптогенами). Эти лекарства повышают умственную и физическую работоспособность, и могут немного «подстегнуть усталую лошадь» — поэтому прием их может быть только кратковременным. Курсы таких препаратов иногда назначаются при астенических состояниях – весенних гиповитаминозах, восстановлении после длительных болезней и тяжелых операций.

При длительном лечении они могут вызвать лекарственную зависимость, нарушения сна, тревожность и раздражительность. Водить автомобиль во время их приема тоже опасно! 

препараты для лечения памяти

Во время лечения психостимуляторы могут вызвать лекарственную зависимость, нарушения сна, тревожность и раздражительность. 

Психостимуляторы делятся на несколько групп:

  1. Комплексы биологически активных веществ природного происхождения. К ним относятся экстракты, китайского лимонника, левзеи, элеутерококка, заманихи, женьшеня, родиолы розовой, аралии и других растений, а также препараты из неокостеневших рогов маралов и оленей (Пантокрин).
  2. Препараты, содержащие естественные аминокислоты, полученные химическим способом (аргинин, аспарагин, цитруллин, треонин, глицин) — Сарженор, Когитум, Стимол, Биотредин, Глицин форте.
  3. Препараты, содержащие синтетические молекулы — Сульбутиамин, Энерион, Фенотропил, Бендазол, Кофеин, Трекрезан, Метапрот.

Также к адаптогенам иногда относят витамины группы В и омега – полиненасыщенные жирные кислоты.

Что касается препаратов, используемых для лечения деменции на всех стадиях, то долгое время большие надежды возлагались на средства, содержащие экстракт листьев Гинкго Билоба (Танакан, Билобил, Гинкоум, Мемоплант). К сожалению, крупные исследования, законченные к настоящему времени, не выявили эффективности этих лекарств при возрастном снижении памяти – ни профилактической, ни лечебной.

На настоящий момент единственным веществом с доказанной эффективностью при деменции является мемантин (Акатинол Мемантин, Нооджерон, Марукса, Меманталь, Меморель, Тингрекс). Назначается препарат неврологом на длительный хронический прием. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мой тренер 24 часа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: