«Развитие глазомера учащихся на уроке геометрии и во внеурочной деятельности через стремление к самосовершенствованию».

«развитие глазомера учащихся на уроке геометрии и во внеурочной деятельности через стремление к самосовершенствованию».

Описаны работы на развитие глазомера, игры, которые можно проводить на уроках геометрии при проведении устных вычислений, лабораторных и исследовательских работ; в рамках элективного курса «Наглядная геометрия»; при проведении внеклассных мероприятий по предмету.

Творческий отчет по теме

«Развитие глазомера учащихся на уроке геометрии

и во внеурочной деятельности через стремление к

самосовершенствованию».

Тема практически значима, так как глазомер как измерительный прибор необходим людям всех профессий. Но особенно он нужен хирургу, людям военных специальностей, топографу, геологу, агроному, лесоводу, закройщику, чертежнику, токарю, ткачу, водителю, летчику, спортсмену, художнику, скульптору, архитектору. Список можно продолжать долго.

Глазомер — это способность определять размеры предметов и расстояний на глаз, без каких-либо измерительных приборов. Некоторые могут спросить: для чего глазомер, например, токарю или ткачу? На этот вопрос легко ответить: первый определяет диаметр обтачиваемого изделия, когда станок находится еще в движении, и только затем проверяет свою прикидку точным измерительным инструментом. Второй следит за правильностью движения челнока на ткацком станке, когда станок работает и никакой «инструмент», кроме глаза, здесь нельзя использовать.

Точно так же и водитель беспрерывно на глаз определяет расстояние от своей машины до той, что находится перед ней.

В жизни мы все время пользуемся глазомером, тренируем его, часто даже не замечая этого. Например, когда мы прикидываем расстояние до-места, куда спешим, и даже тогда, когда тянемся за каким-либо предметом. Но для того, чтобы сделать глазомер достаточно точным и стать увереннее в его правильности, нужны специальные упражнения или игры-упражнения.

Проводить целенаправленную работу на развитие глазомера можно на уроках геометрии при проведении устных вычислений, лабораторных и исследовательских работ; в рамках элективного курса «Наглядная геометрия»; при проведении внеклассных мероприятий по предмету.

На начальном этапе проводится тест.

Тест на глазомер.

1)Каков диаметр 1-коп. монеты? Ответьте по памяти, не глядя на монету.

10,8 мм.

12,5 мм.

15,6 мм.

17 мм

2) Длина диагонали листа А4:

32 см

34 см

36 см

38 см

3) Диаметр CD диска: (по памяти).

11 см

12 см

14 см

15 см

Подготовка и проведение таких упражнений должны позволить в результате:

подключить, пробудить и развить потенциальные способности учащихся;

воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, упорство в достижении цели, ответственность и самостоятельность;

научить применять математические знания в повседневной практической жизни.

Уроки геометрии.

Одной из наиболее активных форм связи обучения с жизнью, теории с практикой является выполнение учащимися на уроках геометрии практических работ, связанных с измерением, построением, изображением. На уроках математики параллельно с изучением теоретического материала учащиеся должны научиться производить измерения, пользоваться справочниками и таблицами, свободно владеть чертёжными и измерительными инструментами, а так же, они и без инструментов могут чувствовать себя не беспомощными, если учителя на уроках будут развивать глазомер учащихся.

В 7 классе геометрию изучаем по программе и учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова и др. В содержание обучения входят разделы:

1. Начальные геометрические сведения.

2. Треугольники.

3.Параллельные прямые.

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Этот материал богат возможностями для проведения лабораторных работ, в которые обязательно надо вводить задания для развития глазомера. Я проводила такие лабораторные работы:

Лабораторная работа №1

«Измерение и сравнение отрезков и углов».

1. Начертите несколько различных отрезков. Назовите их.

2. Заполните таблицу.

Название отрезка

Длина «на глаз»

Длина по линейке

Единицы измерения (см, мм) выберите сами.

3. Постройте три различных угла. Назовите их.

4. Составьте аналогичную таблицу для углов ( градусная мера «на глаз», градусная мера с помощью транспортира).

5. Запишите названия отрезков и углов в порядке возрастания.

Лабораторная работа №2

«Равные треугольники».

На каждую парту для работы в паре выдаются пять вырезанных из различных материалов треугольников: из ткани, из цветной бумаги, из картона, из газет, из кожзаменителя и т. п. Требуется найти равные треугольники, «на глаз» найти периметр равных треугольников, а затем проверить правильность периметра с помощью линейки. Если разница больше 2см, то тренироваться дома, рисуя треугольники и определяя их периметр «на глаз».

Лабораторная работа №3

«Медианы, биссектрисы и высоты треугольника».

1. На нелинованной бумаге (лист А4) начертить три треугольника, назвать их.

2. В первом треугольнике построить три медианы: сначала «на глаз» определить середины сторон и отметить их зеленым карандашом, затем с помощью линейки определить середины сторон, и отметить их синим карандашом. Провести медианы, отметить точку О – точку пересечения медиан.

3. Во втором треугольнике построить три биссектрисы: сначала «на глаз» разделить угол на два равных угла, провести биссектрису зеленым карандашом; затем с помощью транспортира – и провести биссектрису синим карандашом. Отметить точку А – точку пересечения трех биссектрис углов треугольника.

4. В третьем треугольнике построить три высоты: сначала определяем перпендикулярность «на глаз» и проводим высоты зеленым карандашом, затем с помощью треугольника проводим высоты синим карандашом. Отметить точку В – точку пересечения трех высот треугольника.

5. Сделать вывод о пересечении медиан, биссектрис и высот треугольника.

Оценить свой глазомер ( самооценка).

Лабораторная работа №4

« Окружность».

1. Построить на нелинованной бумаге две окружности различного радиуса.

2. Провести в каждой окружности радиус, диаметр, хорду.

3. Заполните таблицу:

Длина

радиуса

на глаз

Длина

радиуса

по линейке

Длина

диаметра

на глаз

Длина

диаметра

Длина

хорды

на глаз

Длина

хорды

Окружность

1

Окружность

2

4. Оцените свой глазомер (хороший, удовлетворительный).

Лабораторная работа №5

«Сумма углов треугольника».

1. На нелинованной бумаге (лист А4) начертить три треугольника, назвать их.

2. Для каждого треугольника выполнить следующее задание: сначала попытаться «на глаз» определить градусную меру каждого угла и записать ее зеленым цветом, а затем градусную меру каждого угла с помощью транспортира и записать синим цветом. Найти сумму углов «на глаз» и сумму углов с помощью транспортира.

3. Выдвинуть гипотезу о сумме углов треугольника.

4. Оцените свой глазомер (самооценка).

Дальнейшее развитие темы проекта видится в проведении нескольких уроков геометрии в 4 четверти вне кабинета. Лабораторные работы повышают интерес учащихся к математике, а решение задач на измерение ширины реки, высоты предмета и определение расстояния до недоступной точки позволяют применить их в практической деятельности, увидеть масштаб применения математики в жизни человека.

Подготовка и проведение таких уроков будет способствовать развитию глазомера и покажет связь теории с практикой, а также в итоге повысит интерес к изучению геометрии.

По программе в курсе геометрии 7 класса рассматриваются следующие вопросы:

“Провешивание прямой на местности” (п.2),

“Измерительные инструменты” (п.8),

“Измерение углов на местности” (п.10),

“Построение прямых углов на местности” (п.13),

“Задачи на построение. Окружность” (п.21),

“Практические способы построения параллельных прямых” (п.26),

“Уголковый отражатель” (п.36),

“Расстояние между параллельными прямыми” (п.37 – рейсмус),

“Построение треугольника по трём элементам” (п.38).

Для развития глазомера сначала все расстояния определяются «на глаз», а затем проверяются с помощью инструментов и вычислений.

Внеурочная деятельность « Наглядная геометрия».

На каждом занятии отводится время на упражнение или игру – « 5 минут для глазомера». Пятиминутка готовится учащимися или учителем. Например, такие игры и упражнения .

« Проверь, потом отмерь».

Нарежьте газетный лист на полосы шириной 10-15 сантиметров и распределите их между игроками. Пусть ребята посмотрят на какой-либо предмет, поставив его вертикально, горизонтально и в наклонном положении, и оторвут газетную полосу, равную по величине длине этого предмета, затем приложат ее к нему, чтобы проверить свой глазомер. Побеждает тот, у кого самое точное совпадение.

«Крышки на банки».

Ребята садятся вокруг большого стола и рассчитываются в порядке номеров. Каждый запоминает свой номер. На столе поставлены несколько банок и баночек различной величины и формы. Брать их в руки нельзя. У каждого из участников игры кусок картона, на котором необходимо сначала нарисовать крышки, затем вырезать их так, чтобы они точно совпали с отверстиями банок. Банки можно выбирать любые, какие кто захочет. Времени на выполнение задания дается минут десять. Вырезав крышку, нужно поставить на ней свой порядковый номер, а затем уже закрыть банку; снимать крышку для переделки не разрешается. Побеждает тот, у кого крышки точно совпали с отверстиями банок.

«Сколько места занимает предмет?».

Ведущий быстро показывает ребятам какой-либо предмет (блюдце, тетрадь, коробочку, безделушку). Играющие, приготовив для себя четыре соломинки или тонкие хворостинки, узко нарезанные полоски картона или, наконец, четыре спички без головок, ограничивают на глаз с четырех сторон место, на котором должен поместиться предмет. Ведущий быстро обходит всех играющих и проверяет точность их прикидки. Игра повторяется несколько раз, причем предметы каждый раз меняются, их предлагают сами играющие.

«Вид сверху».

Приготовились: лист закреплён по вертикали, карандаш держим правильно. Попробуем найти центр на нашем листе бумаги и поставить там жирную точку. Далее проверим наш глазомер. Проведём на глаз от руки прямую линию с левого нижнего угла в правый верхний угол листа, то есть по диагонали и соответственно с левого верхнего в правый нижний угол. Если линии получились не ровные, что совершенно естественно, не надо огорчаться, и попробуй, не стирая первую линию, провести ещё одну линию и ещё одну, пока не увидишь, что линии близки к истинным диагоналям листа. Теперь посмотри, насколько точка пересечения диагоналей совпадает с точкой, поставленной в начале, и оцени свой глазомер. Если оценка оказалась не высокой, не переживай, а продолжай упражнения по рисованию прямых линий и делению их на равные отрезки без помощи линейки. Такие занятия будут способствовать развитию глазомера.

Продолжая рисунок, попробуем разделить на глаз каждую половину диагонали пополам, а затем каждую четвёртую часть ещё раз пополам. Таким образом, у нас каждая диагональ будет разделена на восемь равных частей. Попробуем теперь соединить линиями, без линейки, полученные точки на диагоналях. Линии пройдут параллельно краям листа, и у нас получится три прямоугольника на диагоналях нашего листа. Усложним упражнение и нарисуем ещё четыре прямоугольника, разделяя расстояние между каждыми двумя параллельными линиями пополам, и нарисуем самый маленький прямоугольник в центре листа. Далее проверим наши способности в штриховке и заштрихуем, легко держа карандаш, первую полоску вдоль краёв листа по периметру. Пропустим следующую полоску и заштрихуем третью, пятую и седьмую полосы по периметру прямоугольников. Приближаясь к центру штриховку, будем усиливать, переходя на более мягкий карандаш и штриховкой в разных направлениях, в виде сеточки.

Попробуй нарисовать на другом листе бумаги квадрат и проделать всё в том же порядке, что мы с тобой только что проделали. Рисунок будет напоминать вид сверху древних пирамид. Упражнение это нужно повторить несколько раз, хотя бы для того, что бы убедиться, что каждый последующий рисунок получается лучше предыдущего.

Такие упражнения, помимо развития глазомера и навыка проведения прямых линий, способствуют укреплению мышц руки, сосредоточению и улучшению координации движений.

«Определи на глаз количество».

— Сколько спичек укладывается в один ряд на дне обычной спичечной коробки? Сколько спичек в целой коробке?

— Вынуть из коробки с сахаром один кусочек и определить, смотря на коробку, сколько кусочков укладывается на дне в один слой; сколько их в коробке?

Проверить.

— Сколько приблизительно яблок в корзинке, картошек в ведре?

— Сколько орехов в банке?

— Сколько поленьев в поленнице, книг на полке?

— Сколько букв в одном газетном листе?

— Пощупав лист, определить, сколько страниц в книге.

— В книгу вложены 3-4 закладки. Определить, на каких они страницах.

— Взяв одни и те же книги, открывать их на странице, названной ведущим.

«Каков объем сосуда?»

Какой только формы не бывают сосуды для жидкостей! Интригующе интересно проверить на глаз действительную вместимость некоторых из них. Это весьма полезно для различных жизненных ситуаций, например при покупке жидких и сыпучих продуктов в магазине, при подготовке к походам и поездкам и т. д. Предложите детям проверить свой глазомер, выполняя различные задания дома. Затем проведите между ними соревнование. Поставьте перед школьниками сосуды различной емкости: банки, флаконы, графины, бутылки и даже кастрюли. Пусть они на глазок определят их емкость. Затем с помощью литровой банки, мензурки, гравированного сосуда или того же стакана, который вмещает 200 мл воды, в присутствии ребят проверьте их данные.

«Сантиметр всегда с собой».

Предложить ребятам максимально раздвинуть большой и указательный пальцы и определить на глаз, сколько сантиметров между их концами. Потом по линейке проверить свои замеры. Пусть также определят на глаз, проверят и запомнят, сколько сантиметров между их указательным и средним пальцами, между средним и безымянным, между безымянным и мизинцем, между большим и мизинцем. Сколько сантиметров от конца среднего пальца до локтя, от конца среднего пальца до плеча, между концами указательных пальцев, когда руки раздвинуты в стороны. Свой рост и шаг в сантиметрах. Организовывать групповые или индивидуальные соревнования школьников в точном определении размеров с помощью руки — это не только интересно, но и глазомер в результате развивается быстрее. Руки человека — его собственный сантиметр.

«Нарисуй, вырежи, проверь».

Ребята разбиваются по двое. Друг для друга они рисуют на нелинованной бумаге — небольшой квадрат, треугольник, круг и фигуру с несложным, извилистым контуром. Нарисовав эти фигуры, дети передают листки друг другу — брать их листы в руки не разрешается. Необходимо посмотреть на фигуры и запомнить их размеры. Затем на такой же нелинованной бумаге они рисуют фигуры по памяти, стараясь сохранить такие же размеры и повторяя неточности чертежей.

После этого вырезают фигуры по контуру, накладывают на те фигуры, которые были нарисованы вначале, и смотрят, у кого получилось точнее. Ведущий, обойдя все пары, говорит, кто лучше использовал свой глазомер. Игра может повториться, но рисовать теперь нужно фигуры с более сложными, контурами.

«Взвесь на руке».

На 8-10 предметов разной величины наклеить номера, написанные на небольших бумажках, затем взвесить их на весах и записать результаты. Несколько играющих один за другим прикидывают веса предметов на руках, затем расставляют их по весу от самого легкого до самого тяжелого или наоборот. Можно записать вес и по номерам. Ведущий просматривает эти записки и определяет, кто сделал верные прикидки.

В результате таких «5-минуток» учащиеся активизировались, искали материал в Интернете, сами составляли тесты, подключили к теме развития глазомера родителей и друзей из других классов. Никто не остался в стороне, потому что всем хочется быть успешными во взрослой жизни, а родители подтвердили детям, что хороший глазомер- очень полезный навык.

Как развить глазомер? | журнал ярмарки мастеров

С точки зрения изобразительного искусства понятие «глазомер» может употребляться как в широком, так и в узком понятии. В первом случае имеется ввиду, что изображение на картине художника прямо зависит от того, как он видит окружающий мир своими глазами.

Например, человек со здоровым зрением и отсутствием офтальмологических заболеваний видит отдельно стоящие деревья с расстояния 2000 метров, и чем ближе предмет, тем более четко можно разглядеть его детали. А с таким заболеванием, как близорукость, даже близкие предметы кажутся размытыми. Это несомненно отразится на том, как художник изобразит дерево. История знает яркие примеры близоруких художников: многие критики придерживаются мнения, что знаменитый французский живописец Анри Матисс страдал миопией, однако, недуг никак не помешал его творениям стать венцами искусства.

Но чаще всего глазомер рассматривается не как общее понятие, а именно как термин, обозначающий способность правильно определять расстояния.

Прежде всего, необходимо понимать, что глазомер — это навык и его можно и нужно развить. Очень многие начинающие художники великолепно могут изобразить предмет отдельно, но если попросить их нарисовать два предмета вместе, тут же возникают сложности. Если таковые имеются, не стоит ставить крест на рисовании, напротив, следует усиленно практиковаться.

СУЩЕСТВУЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ГЛАЗОМЕРА:

1. Рисование параллельных линий без линейки на обычном листе (не в клеточку). Кажется, что это легко, но на деле оказывается, что все наоборот. Начинать следует с совсем коротеньких линий, потом их можно постепенно удлинять. Первые параллели будут получаться кривыми, волнистыми или с явным наклоном. Чтобы облегчить себе задачу, отмечайте точками конец и начало отрезка, а затем старайтесь соединить их карандашом, не отрывая его от листа бумаги. Со временем, можно научиться очень быстро и четко изображать линии. Чтобы проверить себя, можно прикладывать к получившимся отрезкам линейку.

2. Деление отрезков на части. Научились делать ровные линии? Теперь попробуйте поделить их на равные части. Начинайте обязательно с четного числа кусочков. Для начала разделите отрезок пополам. А потом каждую образовавшуюся часть еще на два отрезка и так далее. Показалось не сложным? Попробуйте разделить отрезок на три части. Так же делите линию на две части, а затем отделяйте от половинок два куска такого расстояния, чтобы получились три равные части. Руководствуясь тем же принципом делите отрезок на пять частей: отмерьте шесть кусочков и из них компонуйте пять одинаковых, а затем и семь.

3. Геометрические фигуры и орнаменты. Оказывается, школьники и студенты, рисуя на полях тетрадей геометрические орнаменты, не «занимаются ерундой», а развивают глазомер. Любой орнамент основан на чередовании определенного набора геометрических фигур. Попробовать лучше с самых простых: это может быть змейка из квадратиков или кирпичики. Так же пробуйте поделить различные фигурки на равные части, как и отрезки. Такая практика позволяет значительно улучшить глазомер и набить руку.

4. Сложные упражнения.
Возьмите несколько объектов разной формы и размеров (например, фруктов, бутылок, овощей), расположите их на одной линии и попробуйте срисовать. Как только стало получаться — меняйте линии их положения.

Пробуйте изобразить конкретные предметы так, чтобы их перспектива была идентична реальной. Например: домашнее животное на окне. Учитывайте не только, что окно больше животного, а именно насколько больше, в какой пропорции, во сколько раз. Затем попробуйте изобразить вид так, чтобы животное получилось крупнее, чем окно. Пусть кот сидит теперь на столе, а окно выступает задним фоном.

Очень действенно регулярно вырезать симметричные фигуры из чистого листа бумаги. Попробуйте вырезать силуэт женщины, не рисуя его предварительно: вы удивитесь, насколько он далек от того, что вы можете изобразить карандашом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мой тренер 24 часа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: